За последние несколько десятилетий разработано несколько разновидностей конвейерных лент. Главный тренд – широкое применение химически нейтральной синтетики, предлагающей более высокую эффективность за счет более тонких и лёгких конструкций с меньшим сопротивлением и меньшим энергопотреблением. Такие ленты изготавливают из полиэфирных тканей с покрытиями из термореактивных материалов.
Диапазон эксплуатационных характеристик:
При замене отдельных звеньев сращивание производится механическим способом, с помощью крепёжных элементов — застёжек, прикрепляемых к каждому торцу звена. Затем эти застёжки соединяются шарнирными штифтами.
В отличие от бесконечных конвейерных лент, износ отдельных звеньев всегда устанавливается визуальным путём, что позволяет обслуживающим бригадам оперативно завершить ремонт во время запланированного простоя транспортёра.
Преимущество механических соединений заключается также в возможности использования имеющихся лент. Например, неразумно использовать бесконечное сращивание изношенного звена, потому что старение и износ материала делают сращивание более уязвимым. В то же время механическое сращивание не влияет на прочность крепления.
Крепёж конвейерной ленты может быть шарнирным или разделяемым. Эта функция позволяет устанавливать/заменять ленту без необходимости разбирать всю конвейерную систему или снимать ленту с рамы транспортёра, что значительно экономит время. Такой способ позволяет легко очищать компоненты конвейера, просто удаляя шарнирный штифт или разводя концы звена в стороны. После очистки сплошность стыка восстанавливается в полной мере.
Низкая стоимость, простая установка и быстрый ремонт делают механические соединения популярными на предприятиях пищевой промышленности. Механические крепления соединяются соединительным штифтом, который можно снять, чтобы открыть шарнирный стык для быстрой очистки или обслуживания конвейера.
Механические соединения для конвейеров со средним/большим тяговым усилием изготавливаются из нержавеющей стали в трёх вариантах:
При малых тяговых усилиях с той же целью используется пластик.
Преимущества и недостатки рассматриваемых далее видов крепления таковы:
Плоские и плотные стыки могут быть достигнуты использованием прецизионных устойчивых к коррозии пластиковых или резинотканевых вариантов застёжки. Такой способ стыковки рекомендуется для звеньев из полихлорвинила или полиуретана, которые используют при производстве пищевых продуктов, упаковке и транспортировке лёгких деталей.
Неметаллические застёжки сочетают в себе удобство и экономичность шарнирных механических соединений с преимуществами неметаллических деталей. В частности, неметаллический крепёж не оставляет следов, не истирает ленту, экологически безопасен. Такое сочетание свойств делает неметаллические крепления жизнеспособной альтернативой бесконечному сращиванию конвейерных лент, работающих рядом с маркирующими сканерами.
На практике применяются два варианта неметаллических соединений — пластиковые заклёпки и пластиковые спиральные застёжки.
Пластиковая заклёпка образует неметаллический стык, оформляемый переносным установочным инструментом. При монтаже необходимо проделать отверстия в ленте и зафиксировать заклёпки в отверстиях. Для лент с низким натяжением (до 10…12 кН/м), толщина которых не превышает 3,2 мм, можно использовать магнитные застёжки. Минимальный диаметр шкива – 38…40 мм.
Пластиковая спиральная застёжка характеризуется низким профилем и возможностью работы со шкивами диаметром от 13 мм. Шарнирные стыки, состоящие из двух закреплённых концов ленты, соединяются шарнирным пальцем. Для звеньев, требующих частого снятия, например, при регулярной дезинфекции пищевых продуктов, шарнирное соединение поможет уменьшить время простоя конвейера простоя благодаря низкой трудоёмкости обслуживания.